Методы эффективного общения

Методы эффективного общения - Психология отношений

Историческая перспектива.
Взаимодействие между особями происходит на всех уровнях развития жизни. Животные общаются между собой на своем особом языке. Пчелы используют для этого танец, муравьи прикасаются друг к другу усиками. Язык запахов присущ практически всем насекомым и млекопитающим. Дельфины обладают сложной системой коммуникации посредством звуков, которые складываются в целые слова и предложения. В процессе эволюции развивались способы коммуникации для повышения эффективности деятельности.

Виды общения.
Человек, наделенный сознанием, владеет несколькими способами взаимодействия. Вербальное общение происходит с помощью речи. Невербальное с помощью мимики, жестов, поз и тембра речи. На первый взгляд, может показаться, что слова передают большую часть информации. Однако, это не так. Невербальные сигналы могут выразить истинное состояние человека гораздо красноречивее, чем слова. Глаза не могут соврать, тогда как слова – с легкостью.
Как же понять, что на самом деле хочет сказать собеседник. Как не быть обманутыми достичь своих целей в процессе общения. Для этого необходимо знать приемы конструктивного взаимодействия.

Приемы эффективного общения.
1. Уважение.
Прежде всего, следует научиться уважительному отношению к собеседнику. Даже если он придерживается противоположной точки зрения, следует принимать его право думать иначе. С пеной у рта доказывать свою правоту, с жаром приводить аргументы – это не значит эффективно общаться. Это значит быть глухим к позиции другого. Искренний уважительный интерес к собеседнику способен открывать многие двери.

2. Называть оппонента по имени.
В процессе переговоров необходимо несколько раз уместно назвать имя собеседника. Это покажет уважительное отношение к нему. Кроме того, в течение жизни человек привыкает к своему имени, и когда оно звучит – это обязательно вызывает ответную реакцию Таким образом можно поддержать интерес собеседника и его активность в общении.

3. Пытаться понять позицию оппонента.
В споре обычно сторонам важно доказать свою точку зрения. Это неэффективный способ коммуникации. По сути, он не имеет никакого смысла, так как собеседники просто приводят свои аргументы, не пытаясь при этом вникнуть в суть позиции другого. Как известно, в споре рождается истина. Это значит, что человек всегда должен в некотором смысле сомневаться в собственной точке зрения и быть готовым принять противоположную.

4. Признавать достоинства оппонента.
Если в процессе общения стоит определенная задача (например, необходимо достичь какой-то договоренности), необходимо найти и озвучить достоинства партнера. Это не значит хвались его или использовать лесть. Это значит отметить его сильные стороны, объективно признать их наличие. В то же время необходимо отметить плюсы своей собственной позиции. Показать оппоненту, какие преимущества ему принесет договоренность.

5. Активное слушание.
Приемы активного слушания предполагают постоянную включенность в процесс общения. Даже если собеседник говорит в режиме монолога, необходимо постоянно поддерживать его активность. Для этого используются некоторые приемы:
• взгляд (необходимо смотреть на собеседника);
• кивки головой (показывают, что собеседника слушают);
• поддерживающие фразы (типа «да, понимаю», «продолжайте» и т. п.);
• уточняющие фразы (типа «правильно ли я понимаю, что…» и т. п.);
• перефразирование слов собеседника.

Приемы активного слушания помогут поощрить собеседника к рассказу. Использовать их следует аккуратно и применять в нужный момент. Не стоит постоянно кивать или говорить «да, понимаю». Это может выглядеть смешно и даже глупо.

6. Я-высказывание.
В процессе общения людей неизбежно возникают конфликтные ситуации. Свое недовольство можно высказать в виде претензии(Например, «как мне надоело, что ты постоянно разбрасываешь свои вещи!»)и тем самым вызвать ссору. Но, если сформулировать ее в виде я-высказывания, можно эффективно решить конфликт. Оно звучит следующим образом: Когда ты бросаешь свои вещи в разных углах квартиры,я очень сержусь, потому что это обесценивает мою работу по дому. Пожалуйста, давай я выделю тебе отдельную полку, где твои вещи будут лежать как угодно.

Я-высказывание не содержит претензии. Оно состоит из следующих компонентов:
• Объективное описание ситуации «Когда ты делаешь это…»
• Описание собственных чувств по этому поводу «Мне становится очень печально…»
• Объяснение причин таких чувств «Потому что это задевает…»
• Варианты разрешения ситуации «Давай поступим так…»

С помощью этого приема можно избежать открытого конфликта и найти выход из сложившейся трудной ситуации. Оппонент гораздо охотнее идет на диалог, если по отношению к нему не высказываются претензии.

7. Критика «бутерброд».
Если в процессе общения возникает необходимость высказать критику, то это следует делать очень осторожно и грамотно. Есть правило эффективного управления и воспитания: хвалить следует прилюдно, а ругать только наедине.

Техника эффективной критики заключается в том, что на один отрицательный момент должно приходиться два положительных. Тесть, сначала следует похвалить человека, а что-то, затем высказать критику и снова отметить что-то положительное в его деятельности.

Научившись применять вышеуказанные приемы, можно сократить количество конфликтов в повседневной жизни, и действительно получать удовольствие от общения.

6
Статья
04 сентября 2020

Похожие материалы

5
Статья
28 июня 2020
8
Статья
13 сентября 2020
6
Статья
20 апреля 2020
15
Статья
03 мая 2020

Популярные теги