Виды и правила общения с людьми

Для того, чтобы разобраться в основах психологии общения, нужно сначала понять что вообще подразумевает под собой термин «общение». В глобальном смысле оно подразумевает под собой процесс взаимодействия социальных обществ и людей друг с другом, обмен информаций и опыта в группах. В узком же смысле – общение это определённая форма взаимосвязи одного человека с другим.
Есть три типа общения:
- Коммуникативная (подразумевает под собой обмен какой-либо информацией).
- Интерактивная (формирование различного взаимодействия людей).
- Перцептивная (восприятие участника диалога и заключение с ним взаимопонимания).
Существует семь видов общения, с точки зрения психологии:
- Примитивное общение (оценка собеседника как объект).
- Манипулятивное (проявление агрессивных видов взаимодействия для получения определённой выгоды).
- Формальное общение (взаимодействие без учёта личности собеседника).
- Формально-ролевое (общение на уровнях социальных ролей).
- Светское общение (закрытый тип общения, не выделяющий точки зрения собеседников).
- Деловое (учитывается тип характера собеседника для получения выгоды).
- Духовное общение (доверительное взаимодействие близких людей)
Для делового общения существуют свои негласные догматы.
Заключаются они в следующем:
- Кооперативность – оба партнёра следуют заранее оговорённому сценарию.
- Достаточность информации – собеседники предоставляют ровно столько информации, сколько нужно на данный момент.
- Качественность информации – заведомо ложная информация приведёт лишь к отрицательным последствиям.
- Целесообразность – умение придерживаться заданной темы, не отвлекаясь на посторонние разговоры.
- Чёткость – способность правильно выразить свою мысль.
- Взаимность – партнёры должны не только рассказывать что-то, но и выслушивать друг друга.
- Лояльность – свойство общения, при котором учитываются личностные качества собеседника.
Особенность делового общения выражена наличием общего вида деятельности и обусловлена его обсуждением. Помимо этого, оба собеседника изначально выступают в роли представителей этой деятельности.
На различных уровнях социальной системы такой тип общения проявляется в различных видах, но, в любом случае, эта форма взаимодействия в основе своей является способом решения какой-либо задачи.
Выделяют следующие виды общения – прямое и косвенное. К последнему относятся рекламные плакаты, ресторанные меню и настенные объявления. То есть, наглядная информация, получаемая не от конкретного человека.
Система общения производится с помощью двух каналов:
- Вербальный (речевой)
- Невербальный (неречевой)
Вербальное общение.
Речь является средством для общения, источником информации и способом воздействия на партнёра одновременно. Важное место занимает значение сказанных слов, их смысл – в зависимости от выразительности какого-либо термина, собеседник либо воспримет информацию чётко, либо возникнет недопонимание. Далее – для лучшего взаимопонимания в общении требуется соблюдать размеренный темп речи и уверенную интонацию – такой тип передачи мыслей является наиболее привлекательным для собеседника. И, конечно же, для качественного стиля взаимодействия с партнёром посредством вербального общения, необходимо исключить из речи слова паразиты (эээ, ну, дак), разделительные и нулевые звуки (кашель, неуместные паузы, хмыканье).
Невербальное общение.
Альберт Марабян (заслуженный профессор психологии) смог установить, что за счёт невербальных средств общения происходит около 35% передачи информации. А Рэй Бредвистел (один из основателей науки кинесики) обнаружил, что более 65% времени от какого-либо взаимодействия занимает именно невербальное общение.
К невербальному общению относят:
- Дистанцию, на которой находятся собеседники.
- Положение говорящих (сидят, стоят, идут).
- Позу, в которой происходит общение с человеком (открытая или закрытая).
- Жесты (активное размахивание руками или лёгкие наклоны головы).
- Взгляд (прищур, широко открытые веки, частое моргание).
- Мимика (улыбка, оскал, движения бровей).
- Касания (случайные и намеренные)
Информации о невербальном общении настолько много, что этот тип взаимодействия с разных сторон изучают аж три типа науки. Кинесика – исследует мимику, позы и жесты, Таксика – разбирает все проявления прикосновений (рукопожатия, объятия и др.), и Проксемика – занимается анализированием дистанции, на которой находятся собеседники друг от друга.
Изучение взаимоотношений посредством общения показало, что невербальные сигналы влекут в себе в несколько раз больше информации, нежели вербальные. Однако, если речевые и неречевые сигналы не совпадают, то люди предпочитают положиться на ту информацию, которая выдаётся мимикой собеседника.