Виды и правила общения с людьми

Виды и правила общения с людьми - Психология отношений

Для того, чтобы разобраться в основах психологии общения, нужно сначала понять что вообще подразумевает под собой термин «общение». В глобальном смысле оно подразумевает под собой процесс взаимодействия социальных обществ и людей друг с другом, обмен информаций и опыта в группах. В узком же смысле – общение это определённая форма взаимосвязи одного человека с другим.

Есть три типа общения:

  • Коммуникативная (подразумевает под собой обмен какой-либо информацией).
  • ​Интерактивная (формирование различного взаимодействия людей).
  • Перцептивная (восприятие участника диалога и заключение с ним взаимопонимания).

Существует семь видов общения, с точки зрения психологии:

  • Примитивное общение (оценка собеседника как объект).
  • Манипулятивное (проявление агрессивных видов взаимодействия для получения определённой выгоды).
  • Формальное общение (взаимодействие без учёта личности собеседника).
  • Формально-ролевое (общение на уровнях социальных ролей).
  • Светское общение (закрытый тип общения, не выделяющий точки зрения собеседников).
  • Деловое (учитывается тип характера собеседника для получения выгоды).
  • ​Духовное общение (доверительное взаимодействие близких людей)

Для делового общения существуют свои негласные догматы.

Заключаются они в следующем:

  • Кооперативность – оба партнёра следуют заранее оговорённому сценарию.
  • Достаточность информации – собеседники предоставляют ровно столько информации, сколько нужно на данный момент.
  • Качественность информации – заведомо ложная информация приведёт лишь к отрицательным последствиям.
  • Целесообразность – умение придерживаться заданной темы, не отвлекаясь на посторонние разговоры.
  • Чёткость – способность правильно выразить свою мысль.
  • Взаимность – партнёры должны не только рассказывать что-то, но и выслушивать друг друга.
  • Лояльность – свойство общения, при котором учитываются личностные качества собеседника.

Особенность делового общения выражена наличием общего вида деятельности и обусловлена его обсуждением. Помимо этого, оба собеседника изначально выступают в роли представителей этой деятельности.

На различных уровнях социальной системы такой тип общения проявляется в различных видах, но, в любом случае, эта форма взаимодействия в основе своей является способом решения какой-либо задачи.

Выделяют следующие виды общения – прямое и косвенное. К последнему относятся рекламные плакаты, ресторанные меню и настенные объявления. То есть, наглядная информация, получаемая не от конкретного человека.

Система общения производится с помощью двух каналов:

  • Вербальный (речевой)
  • Невербальный (неречевой)

Вербальное общение.

Речь является средством для общения, источником информации и способом воздействия на партнёра одновременно. Важное место занимает значение сказанных слов, их смысл – в зависимости от выразительности какого-либо термина, собеседник либо воспримет информацию чётко, либо возникнет недопонимание. Далее – для лучшего взаимопонимания в общении требуется соблюдать размеренный темп речи и уверенную интонацию – такой тип передачи мыслей является наиболее привлекательным для собеседника. И, конечно же, для качественного стиля взаимодействия с партнёром посредством вербального общения, необходимо исключить из речи слова паразиты (эээ, ну, дак), разделительные и нулевые звуки (кашель, неуместные паузы, хмыканье).

Невербальное общение.
Альберт Марабян (заслуженный профессор психологии) смог установить, что за счёт невербальных средств общения происходит около 35% передачи информации. А Рэй Бредвистел (один из основателей науки кинесики) обнаружил, что более 65% времени от какого-либо взаимодействия занимает именно невербальное общение.

К невербальному общению относят:

  • Дистанцию, на которой находятся собеседники.
  • Положение говорящих (сидят, стоят, идут).
  • Позу, в которой происходит общение с человеком (открытая или закрытая).
  • Жесты (активное размахивание руками или лёгкие наклоны головы).
  • Взгляд (прищур, широко открытые веки, частое моргание).
  • Мимика (улыбка, оскал, движения бровей).
  • Касания (случайные и намеренные)

Информации о невербальном общении настолько много, что этот тип взаимодействия с разных сторон изучают аж три типа науки. Кинесика – исследует мимику, позы и жесты, Таксика – разбирает все проявления прикосновений (рукопожатия, объятия и др.), и Проксемика – занимается анализированием дистанции, на которой находятся собеседники друг от друга.

Изучение взаимоотношений посредством общения показало, что невербальные сигналы влекут в себе в несколько раз больше информации, нежели вербальные. Однако, если речевые и неречевые сигналы не совпадают, то люди предпочитают положиться на ту информацию, которая выдаётся мимикой собеседника.

8
Статья
13 сентября 2020

Похожие материалы

6
Статья
04 сентября 2020
7
Статья
27 апреля 2020
22
Статья
03 июля 2020
5
Статья
26 августа 2020

Популярные теги