pixel

Виды и правила общения с людьми

Виды и правила общения с людьми - Психология отношений

Для того, чтобы разобраться в основах психологии общения, нужно сначала понять что вообще подразумевает под собой термин «общение». В глобальном смысле оно подразумевает под собой процесс взаимодействия социальных обществ и людей друг с другом, обмен информаций и опыта в группах. В узком же смысле – общение это определённая форма взаимосвязи одного человека с другим.

Есть три типа общения:

  • Коммуникативная (подразумевает под собой обмен какой-либо информацией).
  • ​Интерактивная (формирование различного взаимодействия людей).
  • Перцептивная (восприятие участника диалога и заключение с ним взаимопонимания).

Существует семь видов общения, с точки зрения психологии:

  • Примитивное общение (оценка собеседника как объект).
  • Манипулятивное (проявление агрессивных видов взаимодействия для получения определённой выгоды).
  • Формальное общение (взаимодействие без учёта личности собеседника).
  • Формально-ролевое (общение на уровнях социальных ролей).
  • Светское общение (закрытый тип общения, не выделяющий точки зрения собеседников).
  • Деловое (учитывается тип характера собеседника для получения выгоды).
  • ​Духовное общение (доверительное взаимодействие близких людей)

Для делового общения существуют свои негласные догматы.

Заключаются они в следующем:

  • Кооперативность – оба партнёра следуют заранее оговорённому сценарию.
  • Достаточность информации – собеседники предоставляют ровно столько информации, сколько нужно на данный момент.
  • Качественность информации – заведомо ложная информация приведёт лишь к отрицательным последствиям.
  • Целесообразность – умение придерживаться заданной темы, не отвлекаясь на посторонние разговоры.
  • Чёткость – способность правильно выразить свою мысль.
  • Взаимность – партнёры должны не только рассказывать что-то, но и выслушивать друг друга.
  • Лояльность – свойство общения, при котором учитываются личностные качества собеседника.

Особенность делового общения выражена наличием общего вида деятельности и обусловлена его обсуждением. Помимо этого, оба собеседника изначально выступают в роли представителей этой деятельности.

На различных уровнях социальной системы такой тип общения проявляется в различных видах, но, в любом случае, эта форма взаимодействия в основе своей является способом решения какой-либо задачи.

Выделяют следующие виды общения – прямое и косвенное. К последнему относятся рекламные плакаты, ресторанные меню и настенные объявления. То есть, наглядная информация, получаемая не от конкретного человека.

Система общения производится с помощью двух каналов:

  • Вербальный (речевой)
  • Невербальный (неречевой)

Вербальное общение.

Речь является средством для общения, источником информации и способом воздействия на партнёра одновременно. Важное место занимает значение сказанных слов, их смысл – в зависимости от выразительности какого-либо термина, собеседник либо воспримет информацию чётко, либо возникнет недопонимание. Далее – для лучшего взаимопонимания в общении требуется соблюдать размеренный темп речи и уверенную интонацию – такой тип передачи мыслей является наиболее привлекательным для собеседника. И, конечно же, для качественного стиля взаимодействия с партнёром посредством вербального общения, необходимо исключить из речи слова паразиты (эээ, ну, дак), разделительные и нулевые звуки (кашель, неуместные паузы, хмыканье).

Невербальное общение.
Альберт Марабян (заслуженный профессор психологии) смог установить, что за счёт невербальных средств общения происходит около 35% передачи информации. А Рэй Бредвистел (один из основателей науки кинесики) обнаружил, что более 65% времени от какого-либо взаимодействия занимает именно невербальное общение.

К невербальному общению относят:

  • Дистанцию, на которой находятся собеседники.
  • Положение говорящих (сидят, стоят, идут).
  • Позу, в которой происходит общение с человеком (открытая или закрытая).
  • Жесты (активное размахивание руками или лёгкие наклоны головы).
  • Взгляд (прищур, широко открытые веки, частое моргание).
  • Мимика (улыбка, оскал, движения бровей).
  • Касания (случайные и намеренные)

Информации о невербальном общении настолько много, что этот тип взаимодействия с разных сторон изучают аж три типа науки. Кинесика – исследует мимику, позы и жесты, Таксика – разбирает все проявления прикосновений (рукопожатия, объятия и др.), и Проксемика – занимается анализированием дистанции, на которой находятся собеседники друг от друга.

Изучение взаимоотношений посредством общения показало, что невербальные сигналы влекут в себе в несколько раз больше информации, нежели вербальные. Однако, если речевые и неречевые сигналы не совпадают, то люди предпочитают положиться на ту информацию, которая выдаётся мимикой собеседника.

101
Статья
13 сентября 2020

Похожие материалы

24
Статья
27 апреля 2020
359
Статья
04 сентября 2020
7
Новость
18 мая 2020